Ландшафтный дизайн в стиле натуральный сад
Возвращение к простоте, функциональности и гармонии
«Русские сады природою и искусственными украшениями не уступают ни английским, ни французским, ни итальянским»

А.Ф.Воейков. Примечания к книге Ж- Делили «Сады, или искусство украшать сельские виды»
В 2014 году возникла мода на патриотизм. И да, это в основном пустые лозунги, притворство и лицемерие. Может уже изменим формат? Меня огорчает, как много у нас разрушенных, заброшенных ценностей – усадеб, церквей, фабрик. Руинами красивого кирпича еще можно насладиться, а сады утрачены навсегда. Мы знаем о своей истории только по книгам. При создании проектов всегда изучаем мировой опыт, но никогда не интересуемся, какие сады цвели на русских землях до нас.
В современном ландшафтном дизайне идет поиск самобытного национального стиля. Природный сад продолжает идеи русской ландшафтной школы. Чтобы понять, что такое «Русский сад», давайте посмотрим на труды первых российских ландшафтных дизайнеров.
Натуральный сад – это ответственный, заботливый подход при создании рукотворных ландшафтов, способный сохранить и восстановить экологические преимущества территории.

Здесь мы столкнемся с понятием натурального сада А.Т. Болотова. Построение натурального сада характеризовалось пластичностью форм, планировка была продиктована функциональной необходимостью, логикой и органической связью с природой. Главной темой выступала какая-либо особенность рельефа, что задавало сценарий всей территории и было сомасштабно окружению. При невыразительном рельефе использовали геопластику – создавали искусственные холмы. Окружающее пространство трансформировалось с учетом национальных особенностей менталитета и исходных параметров ландшафта.
Русский менталитет
складывался под влиянием богатства ландшафтов природы и резко контрастного климата. Затяжные холода и морозы, длящиеся чуть ли не полгода, сменяются пышным расцветом растений и знойной жарой. В этой мощной амплитуде колебаний погодных условий – секрет маятника русского характера: упадок сменяется невероятным подъёмом, долгая депрессия – огромным всплеском оптимизма, апатия и вялость – приливом сил и вдохновения.
У славян сильнее развито правое полушарие мозга, отвечающее за эмоции, а не за логику, поэтому мы часто не рациональны. Эта особенность русского менталитета наглядно видна в планировании – русскому человеку свойственна спонтанность.
Сентиментальность - мы мгновенно проникаемся чувствами других людей, любим «задушевные беседы», «разговор по душам». Мы сострадательны к братьям нашим меньшим. Социальный конформизм - мы любим, чтобы всё было «как у людей», заботимся, чтобы о нас не подумали плохо. Русские консервативны и не любят менять привычный уклад жизни.
Наибольшее внимание в натуральном саду оказывалось местным диким цветам и травам. Уже в 18 в. Болотов, признавая пользу, которую могут принести сведения об иностранных садах, указывает в то же время на недопустимость копирования чужих образцов при устройстве русских садов. Однако, после событий начала 20 в. мы утратили аутентичные объекты ландшафтного дизайна и склонились к абсолютной геометризации пространства... В результате негативных проявлений гиперурбанизации, возникают обратные тенденции по возвращению природы в город, усиливается спрос на загородное жилье, в том числе в формате экопоселений. При этом стройка загородных домов часто нарушает биоценозы на территории.
Дом Бунина
в Озерках, Липецкая область, где он жил в детстве (конец 19 в.)
Источник фото: deadokey.livejournal.com
Какие признаки натурального русского сада можно возродить в современных загородных домах?
Структура усадьбы

Характеризуется минимальным использованием строгих линий в дизайне участка. Основной акцент на раскрытие природных особенностей местности – ее рельефа, реки, холмов, существующей растительности (лес, редколесье, луг), открывающегося вида на окрестности.

Экстравертная зона
20% - геометричный партер и входная группа. Здесь происходит переход от общественного пространства улицы к частному пространству дома. Геометричекие формы сада задают формальный стиль, скрывая личное, интимное, бессознательное. Ухаживать за садом в регулярном стиле сложнее – без постоянного вмешательства садовника, сад теряет форму и зарастает. Вам быстро станут скучны симметричные посадки. В современном, открытом обществе данная зона утратила свой полный формат. Подчеркнуть входную зону и подход к дому можно используя посадки со структурными растениями (кустарники, некоторые злаки и многолетники), которые остаются декоративными во все сезоны.

Пример: аллея из белой сирени вела к парадному крыльцу дома поэта С.А. Клычкова, липовая аллея в усадьбе Сергиевское-на-Упе, партеры перед домом в больших усадебных комплексах.
В современном дизайне используют приемы создания "рамок" у природных цветников (например, стриженный кустарник, бордюр из камня, дерева или металла и др.), внесение архитектурных форм и скульптуры, создающей вертикали.
Интровертная зона
80% - зона свободных, пейзажных линий. За домом располагается закрытое, личное пространство с натуральным садом и "расслабленной", семейной атмосферой. Сюда допускаются только близкие по духу, друзья и любимые. Окруженное лесом пространство, располагало чувству безопасности и интимности. Сейчас функцию ограждения выполняет забор или живая изгородь. Вертикальное озеленение возможно из кустарника, деревьев или лиан. При этом, посадка деревьев по периметру забора лишает сад естественности, лучше к ним добавить деревья вглубь участка, создавая плавные линии, похожие на лесные опушки.
Зонирование

В российских усадьбах было зонирование территории на центр (дом, плодовый сад, парк), середину (пруды, оранжереи, конный двор) и периферию (гостевой дом, деревня, скотный двор, сыроварня, кладбище и др.). Пешая доступность из центра в любую часть усадьбы. Очертания дорожек и аллей определялись непосредственно на месте и предварительно рисовались соломенными веревками или песком прямо на рельефе участка усадьбы. В этом выражался индивидуализированный подход к каждому элементу дизайна, подробный анализ особенностей участка.

В современных условиях это может выглядеть следующим образом:

  • центр: дом, из которого открывается вид на сад с красивоцветущими деревьями (включая плодовые) и многолетними растениями, беседка

  • середина: баня, кострище, пруд, прогулочные "лесные" и "луговые" тропы, детская площадка

  • периферия: зона компоста, огород, мастерская, гараж


Декоративные блоки растений у дома

Источник фото: deadokey.livejournal.com
Яблоневые сады
Цветущие яблони создают удивительное украшение для сада в весеннее время, а в летнее и осеннее приносят урожай. На небольших участках не обязательно сажать плодовые деревья в виде сетки, их можно разместить свободно на участке, вписывая в декоративные массивы растений около дома.
Источник фото: deadokey.livejournal.com
Пруды
При отсутствии речки создавали пруды, которые помогали осушить болотистую территорию, добавляли новой эстетики и разнообразия ландшафту.
На первом фото дом-музей поэта С.А. Клычкова, Московская область. Берег живописно зарос люпинами.

На следующих фото родовая усадьба Болотова. В Дворяниново существовало несколько прудов разного размера, у каждого из которых было свое назначение. Небольшой круглый прудик в южной части поместья Болотов называл «прадедовская сажелка» - он был декоративным, два других пруда были каскадными, первый пруд хозяева Дворяниново называли «ближним», а второй «дальним» или «банным» - в нем Болотовы проводили летние купания.

Источник фото: deadokey.livejournal.com
Лесная тропа

Источник фото: deadokey.livejournal.com
Луговое разнообразие

Источник фото: deadokey.livejournal.com
Огород
Городское садоводничество
Огороды Болотова

В Дворяниново произрастало более 200 различных сортов яблонь, груш и других плодовых деревьев, посаженных лично Болотовым, либо под его руководством. Имение Андрея Тимофеевича славилось и другими достижениями в области сельского хозяйства. В частности, Болотов провел огромную работу по популяризации среди россиян картофеля и томатов.
Источник фото: deadokey.livejournal.com
Красота, польза и экономичность

Утилитарность – обязательное наличие практической функции у любого элемента архитектуры или ландшафта. Каждое сооружение имеет вполне определенное функциональное назначение и в то же время выразительный художественный образ. Так, на Петровой горе в усадьбе Никольское-Черенчицы была устроена кузница. Циклопическая кладка ее стен, арки-проемы, освещенные по вечерам всполохами огня в горне,— все это придавало романтический оттенок пейзажу.
Необычная архитектура
Всем утилитарным постройкам Львова неизменно присущи красота, целесообразность и прочность. Архитектор все продумал: постройки, предназначенные для обработки и хранения зерна, расположились ближе к полям; в склоне Петровой горы, у прудов были кузницы; рядом с лугами, в низине - скотный двор. Необычные хозяйственные строения усадьбы были включены даже в ее парадную зону – это погреб, выстроенный в форме пирамиды; дровяной сарай, декорированный классическим портиком с колоннами; кузница в холме из дикого камня; скотный двор с портиком из шести колонн.
Архитектурные сооружения парка, по мнению Болотова, должны иметь утилитарное, хозяйственное назначение, либо, если они предназначены только для украшения сада, быть недорогими, «без излишности», не требовать больших затрат.

Экономичности способствовало использование местных материалов. «Каменистые украшения» в саду Болотова были высечены из местного песчаника и известняка, которые в виде отдельных глыб и камней укладывались по берегам водоемов или на полянах, с учетом их декоративных особенностей в сочетании с водой и кустарниками.

Сведите к минимуму земельные работы. Примите местоположение Вашего участка, тип почвы, любой бугорок и существующую растительность. Сотрудничайте с природой.

Гармония и минимализм стиля

При создании сада в природном стиле может возникнуть желание максимально смешивать различные группы растительности и особенности рельефа, стремясь к постоянной смене настроений у зрителя. Однако, сад никогда не достигнет совершенства, если не позаботиться о гармоничном единстве всех его частей. Минимализм при проработке концепции позволяет избежать нелогичных моментов, создавая сильный семантический образ сада из взаимодополняющих элементов.

Болотов говорил: «Но без попечения и старания о соединении разных впечатлений в едино по сопряжению оных не получит сад никогда такого совершенства, какое надобно ему иметь как творению разумного вкуса, то есть единства, без которого все многоразличности будут незначущи и служат токмо в отягощение».

Сад в целом должен решаться в живописной манере, образуя органически связанную систему «натурального сада».

Большое внимание уделяется созданию групп деревьев и сочетанию их с архитектурными сооружениями или живописными особенностями рельефа. На загородном участке все текстуры растений, камня, дерева, кирпича и т.д. должны сочетаться и не «спорить» друг с другом. Архитектуре в русском натуральном саду присуще подчиняться, вписываться в природное окружение.

Растения

Болотов расширяет рамки эстетического восприятия, открывая красоту и многообразие неприхотливых отечественных деревьев, кустарников и трав. Он предлагает комбинировать их в садах в неожиданных цветовых сочетаниях, подчеркивать своеобразие и красоту растительности в любое время года, используя для этого различную тональность вечнозеленых хвойных пород, яркие ветви краснотала, ранние пушистые сережки ивы, ольхи, березы, синеву густо засаженных подснежниками полян.

На поляны засеивали такие местные растения, как ромашки, кипрей, коровяк, васильки, лабазник, скабиозу, полевую гвоздику, кустарники обвивали вьюнком. В тени деревьев сажали папортники. На влажным местах устраивали ковры из незабудок, сеяли мыльнянку. В таких садах сознательно сажали местные растения, умели ценить их красоту и обладали приемами, подчеркивающими их выразительность.

Такую же мысль высказывает Жиль Клеман, считая, что роль садовника заключается в том, чтобы выгодно подчеркивать процессы, происходящие в дикой природе. Для создания экологичного сада с местной флорой целесообразно изучать традиции и коллосальный опыт авторов региона, а также современные технологии экологического садоводства.

Биоразнообразию и экологичности посадок также способствовал выбор взаимосочетаемых растений одного фитоценоза, ландшафтного типа. Однотипность растительности, геометричность посадки сменялись разнопородными композициями, но без чрезмерной пестроты, которая тоже приводит к однообразию.

_____
* В статье описаны принципы русского натурального сада и рекомендованы растения для Московской, Тульской и других ближайших областей. При проектировании уточните свой ассортимент местных и других устойчивых растений.
Дикорастущие растения
В некоторых случаях применялась подрезка дикорастущих растений с целью придания им наиболее эффектного вида. Болотов описывал как обрезая «с молоду» репейник до 70 см., он мог «составить особливостью своего роста и листа нарочитое украшение».

Лопух большой - исконно русское лекарственное растение, обладающее уникальными целительными свойствами. Видовое латинское название лопуха lappa (медвежья лапа или медведь-лопух) указывает не только на огромные размеры всего растения в целом, но и на размер его листьев (лапа).

Ботаники утверждают, что до 1815 года лопух не был известен в Западной Европе и впервые появился там после похода русской конницы на Париж в 1814 году. Предполагают, что семена лопуха туда были занесены вместе с фуражом русской армии.

Интеграция массивов и солитеров
Широко используются декоративные особенности сплошных массивов, создаваемые из однородной растительности или контрастных им отдельно стоящих деревьев. Наиболее живописные группы располагаются часто по берегам прудов.

Приемственность и уважение старых растений
Используются и уже существующие многовековые насаждения. С признательностью обращается Болотов к предкам: «Во многих местах оставили они после себя нам то, чего ныне ни за какие деньги купить не можно... потому что для произведения оных потребны целые веки годов. Не имели бы тех огромной высоты рощей и прекрасных дубрав; тех величественных и от старости так сказать поседевших уже дубов и других высоких древес».
Другой пример из подмосковной усадьбы Демидовых, где переносилась оранжерея. Одна старая и давно не плодоносящая вишня не перенесла бы пересадку. Несмотря на экономность хозяина, для защиты от холода для нее специально был построен сруб, который разбирался летом.
Варианты адаптации русского натурального сада в городское пространство
Выводы
Андрей Тимофеевич Болотов - создатель и идейный вдохновитель термина «натуральный сад». Сделал усадьбы для среднего класса дворян в 18-19 в. на основе принципов естественности, использования местной растительности и индивидуальных особенностей ландшафтов.
Русский сад = использование климатических особенностей (ландшафт, растения) + художественное наполнение места национальным духом.
Принципы: сочетание практичности и красоты, использование преимущественно местных сортов растений, вкл. дикорастущие. Сохранение и использование в проектировании трав и деревьев, которые успели сформироваться на территории до вмешательства человека (спонтанная растительность). Принципы актуальны для любого региона при уточнении своего ассортимента местных растений.
Структуру натурального сада можно адаптировать к современным небольшим загородным участкам (см. схему зонирования). Определяющие элементы: плодовый сад, лес, огород, водоем.
Национальный менталитет: отсутствие терпения, спонтанность решений, ограниченный бюджет, извлечение выгоды с участка, потребность в развлечении. Значит, нужны малоуходные, быстрореализуемые, многофункциональные и недорогие сады. Природные сады как раз не требуют системного ухода.
Сентиментальные ландшафты - там, где возникают близкие образы: сходить в лес за грибами, сорвать хрустящее яблоко с ветки и т.д. Можно обработать ландшафтные архетипы через художественные образы и использовать в городских пространствах. Такими ландшафтами будут: "яблоневый сад", "лесная прогулка", "бескрайнее поле", "сад лекарственных трав", "городской огород" и др. (см. схему выше). Деревья предпочтительно сажать группами, имитируя лес. Создав глубину посадки (уделяя под деревья и кустарники площади больше, чем узкий ряд вдоль дороги) и используя ярусность, происходит увеличение биоразнообразия и экологичности. Заменять газон (не используемый) на разнотравье и почвопокровные.
Городское садоводство в духе россиян. Собирать урожай в городе может не безопасно, но будет происходить знакомство с растениями.
Любовь и сострадание к животным. Включение в ландшафт элементов заботы (функциональные арт-кормушки, поилки и др.) Говорить о вреде "химии" для почвы, о взаимосвязи всего живого. Через любовь победить лень и консервативные привычки.


Посмотрите на фотографии внизу. На что похоже? Напоминает исконно российскую душевную атмосферу, уютную и размеренную жизнь в сельской местности. Но, все картинки взяты с пинтереста - это европейские пейзажи. Люди стали более простыми, открытыми и демократичными. Современный зарубежный пейзажный сад расстался с излишествами и теперь отвечает принципам российского. А наши загородные дома окружают себя ландшафтами по принципу #дорогобогато, продолжая восхищаться садовым историзмом.


Источники

Олег Любченко "Есть в Богородицке парк" 1984
А. Ю. Веселова Зарождение идеи «Русского сада» и ее восприятие в России и в Европе ссылка
Л. Н. Целищева «Натуральный сад» русской усадьбы в конце XVIII в. ссылка
Фото и статьи deadokey.livejournal.com
Картины visualelsewhere.wordpress.com
Проект "Болотов дача" ссылка


Made on
Tilda